понедельник, 2 апреля 2012 г.

Воспитание

Смотрите благожелательно
 на всё сущее, пусть каждое
 ваше слово будет спокойно,
 приветливо, благосклонно:
 пусть каждое ваше действие
 служит исправлению ошибки,
 развитию добра.

                                       Будда



Воспитание– это целенаправленные, сознательные воспитательные действия, осуществляемые с целью формирования определенных качеств и умений.
В идеале воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощряя поведение, которое считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил; в сознание внедряется определенная система норм, соблюдение которых становится привычкой и внутренней потребностью.
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого непосредственно родителями, на ребенка воздействует вся семейная атмосфера в целом, которая, к сожалению, зачастую бывает не совсем благоприятной. Особую роль в воспитании играет атмосфера психологическая, то есть психологический климат в семье. В том случае, когда отношения в семье деформированы, у ребенка складываются неправильные жизненные установки, нарушается система межличностных отношений в коллективе сверстников, преобладают отрицательные асоциальные ценности.
В психологии воспитания принято опираться на типологию стилей семейного воспитания, разработанную. Д. Баумринд, которая состоит из трёх основных стилей:
Первый стиль – «Авторитарный» - при таком стиле воспитания все решения за ребенка принимают родители, подчиняя ребенка своей воле и авторитету полностью. Самостоятельность ребенка ограничивается, родители никак не основывают свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами и наказаниями. Некоторые родители склонны к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях дисциплины со стороны ребенка, и при этом полностью игнорируют его потребности. В ряде случаев зло на ребенке срывается открыто, его наказывают физически, порой жестоко.
В подростковом возрасте такой стиль порождает конфликтность, враждебность и агрессию со стороны ребенка. Авторитарный стиль воспитания формирует у ребенка механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или перед страхом наказания, но как только угроза наказания со стороны родителей исчезает, поведение подростка становится антиобщественным, девиантным.
Авторитарные отношения исключают душевную и эмоциональную близость между детьми и родителями, поэтому, слишком редко возникает чувство привязанности между близкими по крови людьми. А это в свою очередь ведет к постоянной настороженности, враждебности и подозрительности по отношению к окружающим.
В качестве наглядного примера здесь можно привести статистику «Механизма патологигизирующего семейного наследования», выявленную Э.Г.Эйдемиллер и В. Юстицкис. По их данным, в дисфункциональных семьях можно проследить определенные этапы усиления нарушений в семейных взаимоотношениях и личностном развитии. При обследовании 340 семей было установлено, что если среди прародителей (бабушки, дедушки) воспитание по типу эмоционального отвержения получили 36%, среди родителей – 54%, то уже среди детей и подростков – 76%. А какой процент нарушений в семейном и личностном развитии  в свою очередь передадут своим детям они, нынешние подростки? Не задумывались?
  И незачем удивляться, когда потом, в старости, такие вот авторитарные, доминирующие родители, никогда не считавшиеся с тем, что его ребенок – это тоже человек, оказываются в домах престарелых. И при таких обстоятельствах, виноват конечно же ребенок, который бросил, оставил, избавился от того, кто все лучшие годы жизни и все силы «отдал» ради блага своего сына или дочери. А вот о том, сколько этим своим «благом» причинил он боли беззащитному перед ним в то время существу, каким несчастным и ненужным чувствовал себя тогда этот ребенок, он даже труда себе не дает задуматься. Такой родитель всегда, в любой ситуации, касающейся воспитания, считается себя непреклонным авторитетом в этой области.
Второй стиль – «Демократический» - здесь родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Отношения в семье доверительные и искренние. Подростки наравне с взрослыми открыто обсуждают семейные проблемы, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают советы родителей, но право принять окончательное решение все-таки остается за ребенком. При таком стиле воспитания родители следят за осмысленным поведением и чутко относятся к запросам своих детей. Такие родители умеют видеть и понимать индивидуальность и неповторимость своего ребенка, представлять особенности его личности, когнитивной и эмоциональной сферы, способны замечать изменения в его внутреннем мире. Они так же могут изменить свои воспитательные воздействия на ребенка по ходу его взросления.
Такой метод воспитания формирует в человеке на всю жизнь такие качества как: справедливость, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, отзывчивость и правильное социальное поведение.
Третий стиль – «Попустительский» - ребенок плывет что называется «по течению», родители или не способны, или не желают им руководить. К ребенку проявляют мало внимания, не интересуются его проблемами и  личной жизнью, он часто неухожен и заброшен физически, а контроль и забота со стороны родителей носит чисто формальный характер. Ребенком тяготятся, его потребности игнорируют, считают обузой и чаще всего проявляют общее недовольство им.
В подростковом возрасте такие дети очень конфликтны, не способны учитывать интересы других людей, в том числе и близких, не могут устанавливать прочные связи, в особенности эмоциональные, практически не готовы к самоограничениям и ответственности. Но с другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как равнодушие и эмоциональное отторжение, такие дети  в жизни чувствуют страх и неуверенность. Из-за такого стиля воспитания в детстве, семья неспособна контролировать поведение ребенка в подростковом возрасте. Как правило, именно такой стиль воспитания приводит к тому, что ребенок попадает в антисоциальные группы из-за несформированности с детства ответственного и правильного социального поведения.
Но все же, сколько бы не было классифицировано стилей воспитания, во все времена основным фактором любого из них остаются эмоциональные отношения, любовь и полное приятие своего ребенка именно таким, каков он есть. Если эти условия не выполняются до достижения ребенком семилетнего возраста, впоследствии он просто не будет обладать этими важнейшими человеческими качествами и не сможет передать их «по наследству» своим детям.
Практика показывает, что пытаясь воспитать в человеке какие-то качества, воспитатель (чаще всего родитель или близкий родственник) должен прежде всего сам обладать этими качествами, и соблюдение норм поведения, требуемых им от ребенка, должно соблюдаться им самим неукоснительно. Проще говоря, воспитывать следует только своим примером, потому что иначе не имеет смысла требовать что-то и от того, кого вы воспитываете.
Как можно приучить ребенка к домашнему труду лёжа на диване? Или пытаться внушить, что курить вредно с сигаретой в руке?
Почему-то воспитывая ребенка, мы всегда забываем о том, что это не наша копия, что наш ребенок рожден для того, чтобы выполнить его собственное предназначение. Единственное что нам нужно стараться делать в процессе воспитания – так это прилагать все силы к тому, чтобы раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в каждом маленьком человечке, и ни в коем случае не навязывать свои убеждения, не заставлять его делать то, что в свое время не удалось нам.
По поводу воспитания написано очень много произведений, сюда входит как научная, так и популярная литература, сняты фильмы. Эта тема волнует человечество наверное с тех самых пор, как оно появилось. Умозаключений больше чем достаточно. А что мы видим в результате? А в результате воспитания – очень много пострадавших, и пострадавшие эти - всегда дети. Те самые маленькие дети, которые не могут противостоять нам, взрослым, они просто бессильны перед нами, хотя из-за своей внутренней чистоты  очень часто правы именно они. И именно они видят то, что от нас остаётся скрытым, то, что мы перестали замечать в силу своей обусловленности, и в силу нашего воспитания. Наши дети святы, потому что их разум еще не замутнен, они намного чище нас, и скорее мы должны к ним прислушиваться, а не они к нам.
Дорогие родители, бабушки, дедушки, учителя, и все остальные, имеющие к процессу воспитания самое непосредственное отношение люди, неужели вы забыли, что когда-то сами были детьми?  Каково было вам, когда вас наказывали за малейшую провинность, когда с вами разговаривали приказным тоном, когда вы так ждали от родителей любви, тепла и понимания, а вместо этого от вас в очередной раз что-то  требовали. А как вы себя чувствовали, когда на ваших глазах ругались и дрались ваши самые родные люди – родители? Вряд ли в эти моменты вы чувствовали себя счастливыми и уверенными людьми. Так почему же сейчас вы позволяете, чтобы ваши дети это переживали? Почему вы не делаете никаких выводов из пережитого вами?
Я считаю, что готовить будущих родителей нужно еще со школы. К поступлению в ВУЗ у нас готовят, к выбору профессии готовят, а к самому главному делу в жизни каждого человека – воспитанию ребенка, человека никто не задумывается. Отсюда и ошибки в воспитании, и проблемы, которые впоследствии решает милиция, органы опеки, различные социальные структуры, а зачастую и специалисты в области психологии и психиатрии.
Сколько искалеченных в результате такого вот воспитания судеб, кто-нибудь считал? Сколько в мире брошенных детей? Сколько алкоголиков и наркоманов? Сколько детей находится в колониях для несовершеннолетних? И ведь год от года эти цифры отнюдь не уменьшаются. А ведь они могли бы быть меньше в разы, если бы вы, уважаемые граждане, взявшие на себя смелость произвести на свет нового человека, задумались о том, что он пришел в этот мир прежде всего для того, чтобы быть счастливым, чтобы исполнить свое предназначение, а не ваше. Он не должен повторить вашу судьбу, и у вас нет права повторять ошибки в вашем воспитании, допущенные вашими родителями.
В процессе общения с родителями часто приходится слышать фразы типа: «Меня били, и я буду бить», «Он меня не слушается», «Он меня совсем не понимает». Простите, а вы его понимаете? Вы его слушаете? У многих ли из вас находится время и желание, чтобы выслушать своего ребенка? Ведь у него тоже есть что вам сказать, есть чем поделиться. И если вы оттолкнули его раз, второй, третий, ссылаясь на занятость, так чего же вы потом от него ждете? Какого понимания? Какого уважения? Он никогда не видел этого с вашей стороны, как же он тогда сможет вам это дать? А что касается подарков вместо любящего понимания – вы можете засыпать его, но никогда,  ни для кого, никакой, даже самый дорогой подарок не заменит простой теплоты человеческого любящего сердца.
Учитесь прислушиваться к своим детям, учитесь их уважать, принимайте их такими, какие они есть. Доверяйте своим детям, любите их. Это гарантия того, что в преклонные годы вы получите от них то же самое.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий