Манипулировать
людьми – это значит заставлять их делать то, что нужно тебе.
В
психологии термин «манипуляция» означает сознательное стремление извлечь из
другого человека определенное настроение, эмоцию, поведение или действие.
Другими
словами: «перестань делать то, что ты делаешь и начни делать то, что хочу я,
чтобы ты делал».
Впервые
в жизни с ситуацией неприкрытого манипулирования столкнулась, волею судьбы
оказавшись в одном из населенных пунктов Краснодарского края и устроившись на
работу в одно из образовательных учреждений. О том, с чем мне пришлось там
столкнуться в процессе работы, я когда-нибудь обязательно напишу в пособии на
тему: «Как нельзя руководить образовательным учреждением», ибо налицо были
нарушения нескольких видов Законодательств Российской Федерации, да еще и
Конституции РФ, и в частности статьи 21 которая гласит:
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Но учреждение, в
котором я работала, по-видимому, никак не попадало ни под какие Федеральные законы.
Там работали законы, которые установили директор и ее зам. И первым законом был
закон подлости, которого можно было ожидать от заместителя директора по учебной
работе в любой момент. Так как с первых дней своего появления, вероятно решив
сделать головокружительную карьеру в кратчайшие сроки, та все взяла в свои
руки, в том числе и руководство учреждением (здесь надо отдать ей должное,
манипулировала директором она настолько умело, что та даже и не догадывалась о
том, что она просто стала марионеткой). С тех пор сама руководитель стала
ассоциироваться у маня с зиц-председателем Фунтом, из «Золотого теленка».
Помните? Да, возможно кому-то это покажется смешным, а я за 7 месяцев работы здесь
дважды попала в больницу с нервным срывом.
Ни одного решения директор не принимала без одобрения
особы, которую, к слову сказать, весь коллектив за спиной называл Белладонной,
и, не столько из-за внешнего сходства с
мультяшной героиней, сколько из-за личностных качеств, которыми одна обладала
на экране, а другая в жизни. Именно
заместитель принимала окончательное решение в отношении того или иного
сотрудника, типа: «казнить или помиловать». Так вот, если уж эта особа решила
убрать кого-то из коллектива, то будь ты хоть трижды прославленным, и будь у
тебя семи пядей во лбу – знай, работать тебе не дадут, создадут психологически
невыносимые условия и ты уйдешь сам. В ее арсенал входили следующие подленькие
приемчики:
- клевета;
- слежка;
- регулярная критика;
- распространение слухов;
- высмеивание;
- нагнетание конфликтов;
Я сразу поняла
тактику зама, внимательно наблюдала за ее поведением в пределах кабинета, в
котором работала, за тем, как та постоянно ходила докладывать директору о том,
кто из сотрудников что делает и чего не делает, как потом они этих сотрудников
уничтожали морально. У всех находились несовместимые с профессией педагога
недостатки, все почему-то были вульгарными, бездарными, глупыми, бестолковыми….
Я постоянно
удивлялась, и задавалась вопросом, ответа на который у меня до сих пор нет:
откуда у человека столько свободного времени, чтобы все замечать? У меня вот не
было времени проверять, подсматривать и подслушивать кто и чем занимается, я
работала, была занята своим делом, да и другие тоже. Может человек оказался не
на своем месте? Может, ей нужно было
заниматься не учебной работой, а сыскной, или стать надсмотрщиком?
Ее отношение ко мне,
да и не только (к сожалению, до меня несколько человек она уже вынудила уйти) было
чистейшей воды моббингом или
психологической травлей, в таких аспектах его проявлений, как:
- бойкот;
- придирки;
- насмешки;
- предоставление ложной информации;
- ложные доносы;
Предпосылками сформировавшегося стойкого негативного отношения с ее стороны возможно стали: зависть, или желание унизить (ради удовлетворения, развлечения или ради утверждения себя перед другими), а может быть и желание подчинить себе психологически и заставить бояться.
Но если прислушаться к мнениям экспертов, то в большинстве случаев причиной моббинга становится все же самая банальная зависть.
- придирки;
- насмешки;
- предоставление ложной информации;
- ложные доносы;
Предпосылками сформировавшегося стойкого негативного отношения с ее стороны возможно стали: зависть, или желание унизить (ради удовлетворения, развлечения или ради утверждения себя перед другими), а может быть и желание подчинить себе психологически и заставить бояться.
Но если прислушаться к мнениям экспертов, то в большинстве случаев причиной моббинга становится все же самая банальная зависть.
Наличие
неблагоприятной психологической атмосферы в коллективе, уже говорит о том, что руководитель путает работу
с личными отношениями, поэтому вопрос эффективности в таких ситуациях
всегда отдвигается на задний план. В таких обстоятельствах какая может быть
работа, творчество, развитие, если ты постоянно находишься в ожидании очередной
подставы или подлости. Исчезали варианты рабочих проектов и записки со стола,
исчезали презентации с компьютера. Поставила пароль – это вызвало еще большую
агрессию. Мне показался по-меньшей мере странным столь неистовый интерес пусть и зама, но тем не менее
педагога к кадровому делопроизводству. На мой взгляд, рыться в чужих документах
и в чужом компьютере, тоже самое, что и в чужих вещах, попахивает это как-то….
Нехорошо….
Находясь там,
создавалось ощущение того, что ты раб, собственность, и с тобой можно поступать
так, как хочется им. Когда они нападали с очередной порцией обвинений, нельзя
было даже рот раскрыть и хоть что-то возразить в свою защиту. Видимо
наслаждались самим процессом травли. Они были правы абсолютно во всем, их
ошибки и нарушения, даже самые грубые
оставались незамеченными. Зато у подчиненных – как говориться .. «не так
сидишь, не так смотришь, не так одет (зачастую лучше), не такое выражение лица».
Не зря наверное говорится: «В чужом глазу соринку угляжу, а в своем бревна не
замечу» - так и здесь.
В итоге наблюдений сделала
вывод: самооценку свою барышни повышали. Изо всех сил старались доказать себе,
что они все же намного лучше и выше – элита по сравнению с остальными. И повышали
ее за счет тех, кто просто откровенно терпел, потому что деваться было некуда –
ничего другого, кроме обучения детей делать не умели, да и возраст у кого-то
предпенсионный или же пенсионный, у кого-то дети малые – и страшно остаться без
работы, а главное то – что нет возможности перебраться в город. А ведь если
задуматься, кем были бы эти дамочки, если бы не было всех нас? Да никем, в
лучшем случае рядовыми учителями.
С нынешней
обстановкой в сфере образования, разбрасываться кадрами по меньшей мере глупо. Смены
уходящим не будет, несмотря на то, что в педВУЗы пока еще все же идут. Но, получив
диплом педагога, работу ищут в торговых центрах – и финансово выгоднее и
спокойнее. Стоит только задуматься: нищенская зарплата в 300 евро (и это уже
считается много), все возрастающие требования, неуважение к людям этой
профессии – уже этих трех составляющих, на мой взгляд, должно быть достаточно
для того, чтобы прагматичный и здравомыслящий современный человек отказался от этой
профессии. А если еще добавить психологический террор со стороны руководства,
получится, что идя работать в образование, ты добровольно подписываешь себе
смертный приговор. Кроме хронического
затяжного стресса, связанных с ним болезней, неблагодарности и прочих подобных «привилегий»
ты будешь получать в лучшем случае непомерное количество адреналина за 12000
рублей в месяц.
Лично для себя я
приняла окончательное решение – в образование больше ни ногой. А моему бывшему
(не могу этому событию нарадоваться) руководителю очень хочется пожелать
следующее:
1.
Относитесь
к людям так, как вы хотите, чтобы люди относились к вам.
2.
Сила
действия равна силе противодействия.
3.
Что
даешь – то и получаешь.
Может быть при таких условиях от вас перестанут бежать. Во всяком
случае, очень хочется надеяться на то, что те кто остался, будут работать
спокойно и с удовольствием. Да, вот еще что забыла, никогда не полагайтесь ни
на чье мнение, кроме своего собственного (а тем более на мнение вашего любимого
зама, я вам всегда говорила о том, о том, что человек судит о других людях
только по себе, ибо знает только те качества, которые присущи ему самому). И на
работе на первом месте должны быть характеристики рабочие, а не личностные. Никогда
не оценивайте человека внешне. Присмотритесь к тому, каков он внутри.
Комментариев нет:
Отправить комментарий