пятница, 23 марта 2012 г.

Сколько можно получить адреналина за 12000 рублей в месяц в России?


Манипулировать людьми – это значит заставлять их делать то, что нужно тебе.
В психологии термин «манипуляция» означает сознательное стремление извлечь из другого человека определенное настроение, эмоцию, поведение или действие.
Другими словами: «перестань делать то, что ты делаешь и начни делать то, что хочу я, чтобы ты делал».
Впервые в жизни с ситуацией неприкрытого манипулирования столкнулась, волею судьбы оказавшись в одном из населенных пунктов Краснодарского края и устроившись на работу в одно из образовательных учреждений. О том, с чем мне пришлось там столкнуться в процессе работы, я когда-нибудь обязательно напишу в пособии на тему: «Как нельзя руководить образовательным учреждением», ибо налицо были нарушения нескольких видов Законодательств Российской Федерации, да еще и Конституции РФ, и в частности статьи 21 которая гласит:
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Но учреждение, в котором я работала, по-видимому, никак не попадало ни под какие Федеральные законы. Там работали законы, которые установили директор и ее зам. И первым законом был закон подлости, которого можно было ожидать от заместителя директора по учебной работе в любой момент. Так как с первых дней своего появления, вероятно решив сделать головокружительную карьеру в кратчайшие сроки, та все взяла в свои руки, в том числе и руководство учреждением (здесь надо отдать ей должное, манипулировала директором она настолько умело, что та даже и не догадывалась о том, что она просто стала марионеткой). С тех пор сама руководитель стала ассоциироваться у маня с зиц-председателем Фунтом, из «Золотого теленка». Помните? Да, возможно кому-то это покажется смешным, а я за 7 месяцев работы здесь дважды попала в больницу с нервным срывом.
 Ни одного решения директор не принимала без одобрения особы, которую, к слову сказать, весь коллектив за спиной называл Белладонной, и,  не столько из-за внешнего сходства с мультяшной героиней, сколько из-за личностных качеств, которыми одна обладала на экране, а другая в жизни.  Именно заместитель принимала окончательное решение в отношении того или иного сотрудника, типа: «казнить или помиловать». Так вот, если уж эта особа решила убрать кого-то из коллектива, то будь ты хоть трижды прославленным, и будь у тебя семи пядей во лбу – знай, работать тебе не дадут, создадут психологически невыносимые условия и ты уйдешь сам. В ее арсенал входили следующие подленькие приемчики:
- клевета;
- слежка;
- регулярная критика;
- распространение слухов;
- высмеивание;
- нагнетание конфликтов;
Я сразу поняла тактику зама, внимательно наблюдала за ее поведением в пределах кабинета, в котором работала, за тем, как та постоянно ходила докладывать директору о том, кто из сотрудников что делает и чего не делает, как потом они этих сотрудников уничтожали морально. У всех находились несовместимые с профессией педагога недостатки, все почему-то были вульгарными, бездарными, глупыми, бестолковыми….
Я постоянно удивлялась, и задавалась вопросом, ответа на который у меня до сих пор нет: откуда у человека столько свободного времени, чтобы все замечать? У меня вот не было времени проверять, подсматривать и подслушивать кто и чем занимается, я работала, была занята своим делом, да и другие тоже. Может человек оказался не на своем месте? Может, ей  нужно было заниматься не учебной работой, а сыскной, или стать надсмотрщиком?
Ее отношение ко мне, да и не только (к сожалению, до меня несколько человек она уже вынудила уйти) было чистейшей воды моббингом  или психологической травлей, в таких аспектах его проявлений, как:
          - бойкот;
          - придирки;
          - насмешки;
          - предоставление ложной информации;
          - ложные доносы;
         Предпосылками сформировавшегося стойкого негативного отношения  с ее стороны возможно стали: зависть, или желание унизить (ради удовлетворения, развлечения или ради утверждения себя перед другими), а может быть и желание подчинить себе психологически и заставить бояться.
         Но если прислушаться к мнениям экспертов, то в большинстве случаев причиной моббинга становится все же самая банальная зависть.
Наличие неблагоприятной психологической атмосферы в коллективе,  уже говорит о том, что руководитель  путает работу  с личными отношениями, поэтому вопрос эффективности в таких ситуациях всегда отдвигается на задний план. В таких обстоятельствах какая может быть работа, творчество, развитие, если ты постоянно находишься в ожидании очередной подставы или подлости. Исчезали варианты рабочих проектов и записки со стола, исчезали презентации с компьютера. Поставила пароль – это вызвало еще большую агрессию. Мне показался по-меньшей мере странным столь неистовый интерес пусть и зама, но тем не менее педагога к кадровому делопроизводству. На мой взгляд, рыться в чужих документах и в чужом компьютере, тоже самое, что и в чужих вещах, попахивает это как-то…. Нехорошо….
Находясь там, создавалось ощущение того, что ты раб, собственность, и с тобой можно поступать так, как хочется им. Когда они нападали с очередной порцией обвинений, нельзя было даже рот раскрыть и хоть что-то возразить в свою защиту. Видимо наслаждались самим процессом травли. Они были правы абсолютно во всем, их ошибки и нарушения,  даже самые грубые оставались незамеченными. Зато у подчиненных – как говориться .. «не так сидишь, не так смотришь, не так одет (зачастую лучше), не такое выражение лица». Не зря наверное говорится: «В чужом глазу соринку угляжу, а в своем бревна не замечу» - так и здесь.
В итоге наблюдений сделала вывод: самооценку свою барышни повышали. Изо всех сил старались доказать себе, что они все же намного лучше и выше – элита по сравнению с остальными. И повышали ее за счет тех, кто просто откровенно терпел, потому что деваться было некуда – ничего другого, кроме обучения детей делать не умели, да и возраст у кого-то предпенсионный или же пенсионный, у кого-то дети малые – и страшно остаться без работы, а главное то – что нет возможности перебраться в город. А ведь если задуматься, кем были бы эти дамочки, если бы не было всех нас? Да никем, в лучшем случае рядовыми учителями.
С нынешней обстановкой в сфере образования, разбрасываться кадрами по меньшей мере глупо. Смены уходящим не будет, несмотря на то, что в педВУЗы пока еще все же идут. Но, получив диплом педагога, работу ищут в торговых центрах – и финансово выгоднее и спокойнее. Стоит только задуматься: нищенская зарплата в 300 евро (и это уже считается много), все возрастающие требования, неуважение к людям этой профессии – уже этих трех составляющих, на мой взгляд, должно быть достаточно для того, чтобы прагматичный и здравомыслящий современный человек отказался от этой профессии. А если еще добавить психологический террор со стороны руководства, получится, что идя работать в образование, ты добровольно подписываешь себе смертный приговор.  Кроме хронического затяжного стресса, связанных с ним болезней, неблагодарности и прочих подобных «привилегий» ты будешь получать в лучшем случае непомерное количество адреналина за 12000 рублей в месяц.
Лично для себя я приняла окончательное решение – в образование больше ни ногой. А моему бывшему (не могу этому событию нарадоваться) руководителю очень хочется пожелать следующее:
1.      Относитесь к людям так, как вы хотите, чтобы люди относились к вам.
2.      Сила действия равна силе противодействия.
3.      Что даешь – то и получаешь.
Может быть при таких условиях от вас перестанут бежать. Во всяком случае, очень хочется надеяться на то, что те кто остался, будут работать спокойно и с удовольствием. Да, вот еще что забыла, никогда не полагайтесь ни на чье мнение, кроме своего собственного (а тем более на мнение вашего любимого зама, я вам всегда говорила о том, о том, что человек судит о других людях только по себе, ибо знает только те качества, которые присущи ему самому). И на работе на первом месте должны быть характеристики рабочие, а не личностные. Никогда не оценивайте человека внешне. Присмотритесь к тому, каков он внутри. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий